|
Валерий Митюшёв. Записки обыкновенного человека Том четвёртый > Отпуска. Европейская часть > Волга-матушка река |
|
Глава 88. Волга-матушка река << к главе 87 ... 601 > 602 > 603 > 604 > 605 > 606 > 607 > 608 > 609 > 610 >... к главе 89 >> - 601 - |
Время:
1967 - 1972 |
||||||
|
Волга – это стержень европейской части России. Течет она действительно "издалека долго". Путь ее от Валдая до Каспия составляет три с половиной тысячи километров. Третья часть европейской территории России – это бассейн Волги. Не удивительно, что в народном сознании Волга занимает совершенно особое место среди других рек. Совершить хотя бы раз в жизни хотя бы короткое плавание по Волге для русского человека почти так же важно, как для мусульманина совершить хадж. Я с детства помню одну незатейливую игрушку. Это была коробка размером с большую книгу. Сверху стекло, а внутри 12 шариков, а на дне 12 лунок, в которые эти шарики нужно загнать, поворачивая всю коробку. Лунки располагаются вдоль извилистой голубой линии, изображающей Волгу. Около каждой лунки название крупного волжского города. Названия старорежимные, с твердыми знаками и ятями. Игрушку эту бережно хранили с дореволюционных времен. Шесть городов-мужчин по правому берегу – Углич, Рыбинск, Нижний Новгород, Симбирск, Саратов и Царицын. И шесть женщин по левому: Тверь, Кинешма, Кострома, Казань, Самара и Астрахань. Около каждого города было нарисовано его самое знаменитое историческое здание. Игра так и называлась «Путешествие по Волге». Мы, дети, любили играть в нее, а взрослые при этой говорили: «Вот вырастите большие и поплывете по Волге на пароходе». Спустя лет тридцать с небольшим предсказание сбылось. Мы плавали по Волге дважды. Первый раз в 1967 году на большом рейсовом двухпалубном теплоходе мы проплыли от Москвы до Волгограда. Возвращались в Москву самолетом. Второй вояж состоялся в 1972 году на большом трехпалубном теплоходе. Это был круиз по маршруту Москва-Астрахань-Москва. Так было заявлено. Однако дальше Волгограда нас и в этот раз не пустили. Дело в том, что в 1970 году в Астрахани была эпидемия холеры, и по каким-то признакам эпидемическая служба не могла обеспечить надлежащее благополучие пассажирам, поэтому наш рейс сократили. На обратном пути это время и расстояние компенсировали заходом по Каме до города Чайковского. В 1967 году мы путешествовали вчетвером с детьми. У нас была на нижней палубе четырехместная каюта вроде железнодорожного купе, но немножко попросторнее. Теплоход был рейсовым, и поэтому лишь небольшое число пассажиров подобно нам ехали от начала и до конца. Большинство же перемещалось на короткие расстояния, так что публика все время менялась. Остановки были частыми. К маленьким пристаням, название которых я до этого и не слыхивал, а, узнав, не запоминал, мы подходили днем и ночью, высаживали и принимали на борт несколько человек, что-то грузили, что-то выгружали, и снова отправлялись в путь. Стоянки эти были непродолжительными, обычно не более получаса, но в дневное время мы все-таки выбегали на берег, чтобы немножко размять ноги, посмотреть на местный народ, который иногда весьма отличался даже по внешнему виду от московского, купить кое-что. |
|
||||||
| ||
"Семейные архивы", Copyright (C) 2006-2011 |
||
| ||
|