MyBio.ru

семейные архивы


контакты

Валерий Митюшёв. Записки обыкновенного человека

Том третий > Командировки > По Енисею


 

                   



Глава 87. По Енисею (продолжение)

<< к главе 86    ... 591 > 592 > 593 > 594 > 595 > 596 > 597 > 598 > 599 > 600 >...    к главе 88 >>


- 594 -



Время: 1973
Место: Красноярск, Енисейск

 



Секретный город Красноярск-26


Часа через три пути по гребню правого берега потянулся многокилометровый серый бетонный высокий забор. Знающие люди вполголоса сказали, что это – Красноярск-26, секретный атомный город. Сейчас он называется Железногорск. Он есть на карте, о нем пишут в газетах. Впрочем, я не уверен, есть ли в него даже сейчас свободный доступ.

А тогда все делали вид, что закрытых городов просто не существует. Так что о Красноярске-26 конечно же ничего не говорилось в буклете по Енисею, который я перед отъездом приобрел в Москве в магазине "Атлас" на Кузнецком мосту. В этом буклете я вычитал, что километрах в двухстах ниже Красноярска есть замечательное место, называемое Казачинские пороги. Здесь река пробила себе дорогу через горный хребет. Русло реки суживается вдвое, соответственно увеличивается скорость течения. Естественная подводная плотина образует перепад высот метра в четыре и мощный водный поток обрушивается на нижний бьеф, создавая великолепное зрелище. Я узнал, что Казачинские пороги мы будем проходить в пять утра и пораньше отправился спать, чтобы не пропустить возможности увидеть это явление своими глазами.

Без четверти пять я вышел из каюты и направился было к выходу на палубу, но тут отворилась соседняя дверь и из нее вышел капитан. Он спросил меня: «Что, поднялись Казачинские посмотреть? Они того стоят. Пойдемте со мной на мостик, оттуда лучше видно». Капитан не стал брать на себя управление прохождением трудного участка. Командовал судном вахтенный помощник, а капитан все это время стоял на мостике на всякий случай для подстраховки. По ходу дела он кое-что объяснял мне.

Сначала мы наблюдали, как снизу вверх навстречу течению тащит огромную самоходную баржу маленький буксир с названием «Ангара». Впрочем, я неправильно назвал «Ангару» буксиром. Это был не буксир, а туер. Не знаю, есть ли туеры на других порожистых реках, но на Енисее они были. У туера нет ни колес, ни винта. А его мощная машина вращает установленную на палубе лебедку. На лебедку наматывается трос, другой конец которого намертво закреплен на берегу выше порогов. Наматывая трос, туер вытаскивает себя и буксируемое судно наверх или осторожно спускает его вниз.

Проходить Казачинские пороги без туера из всего Енисейского флота мог тогда только наш теплоход «Валерий Чкалов», что он и сделал, пропустив встречный караван. Корпус его дрожал, он упирался винтом изо всех сил, не давая течению утащить себя и бросить на камни. Много позже, читая повесть Астафьева «Царь-рыба» я дошел до великолепного описания Казачинских порогов и улыбнулся в душе, как будто встретил старого знакомого.






 

Красноярск-26



 
 


Rambler's Top100