MyBio.ru

семейные архивы


контакты

Валерий Митюшёв. Записки обыкновенного человека

Том третий > Командировки > Грозный


 

                   



Глава 84. Грозный (продолжение)

<< к главе 83    ... 561 > 562 > 563 > 564 > 565 > 566 > 567 > 568 > 569 > 570 > 571 >...    к главе 85 >>


- 568 -



Время: 1974-85
Место: Грозный

 



современные потомки вайнахов


Потомки вайнахов

В Советском Союзе город Грозный был столицей Чечено-Ингушской АССР. АССР - это автономная советская социалистическая республика. У обеих титульных наций были общие предки – племя вайнахов, обитавшее в Кавказских горах с незапамятных времен. Говорят, что даже и сейчас в некоторых высокогорных аулах можно увидеть сторожевые башни вайнахов.

Потомки вайнахов не слишком любили друг друга, а посему после распада Советского Союза поспешили разделить свою республику на две – Чечню на Ингушетию. Тогда же они делили между собой властные прерогативы. Так, председателем Совета министров всегда был чеченец, а председателем Президиума верховного совета - ингуш. Были министерства чеченские и были министерства ингушские. А верховную власть в республике как, впрочем, во всех региональных образованиях, осуществлял обком партии. И вот здесь первым секретарем всегда был русский. В отличие, надо сказать, от других национальных республик, где первым секретарем всегда избирался представитель титульной нации.

Национальные отношения в республике меня тогда не слишком тревожили, поскольку в НПО Промавтоматика не работало ни одного чеченца и ни одного ингуша. Ни одного буквально. Мои знакомые из коренных жителей говорили, что потомки вайнахов вообще предпочитают не работать в промышленности. Они охотно работают в торговле, в милиции, в партийных и советских органах. Среди них есть врачи, учителя, научные работники в гуманитарной сфере, работники искусств. А вот промышленность им не по душе. А поскольку Грозный - город промышленный, то и население в нём преобладало русское и украинское. Также было много армян и евреев.

Тем не менее, национальный колорит у города был. Вывески были на трех языках. Причем, иногда чеченский и ингушский тексты были совершенно идентичны. В книжных магазинах были большие отделы национальной литературы. Выходила газета на двух языках. Были соответствующие телевизионные передачи.

А вот одежда у горожан была обычная - советская. У всех, кроме одного человека. На центральных улицах я неоднократно встречал одного и того же джигита, картинно одетого в мягкие сапоги, отлично пошитую черкеску с вензелями (может быть – газырями) и в великолепной папахе из сура. Сур - это наиболее ценный коричневый каракуль.

Впрочем, папахи носили многие. Поскольку папаха была признаком принадлежности к лучшей части человечества. Качество папахи говорило о статусе его владельца. Папаху можно было носить только достигнув определенного возраста или положения. Молодые люди выбивались из сил, копя на хорошую папаху. Я уже говорил, что наиболее высоко ценились папахи из сура, но многие довольствовались и папахами из жиденькой каракульчи. Ибо вообще без папахи ходить было, конечно, стыдно.






 

Потомки вайнахов



 
 


Rambler's Top100