|
Валерий Митюшёв. Записки обыкновенного человека |
|
Глава 32. Дела житейские (продолжение) << к главе 31 ... 165 > 166 > 167 > 168 > 169 > 170 >... к главе 33 >> - 169 - |
Время:
1941 - 1943 |
||||||
|
После начала учебного года, работы в питомнике закончились. Но настало время убирать урожай со своей пашни. И мы возим его на тележке, перед домом просушиваем и закладываем в подпол. Возникли сложности с уборкой проса. Серпов у нас не было, да и работать ими мы не умели. Однако ножницы были. И вот, под ироническими взглядами местных жителей, мы ножницами срезали метелки проса. Потом на стиральной доске эти метелки будут обмолочены, а когда выпадет первый снег, то на санках я свезу это просо в Кызыл-Озёк на крупорушку и мы будем есть всю зиму пшенную кашу. Было у нас и сладкое. Кусочки сахарной свеклы, упаренные с калиной в глиняном горшке, по вкусу похожи на мармеладки. Фасоли мы вырастили немного, но на супы хватает. И бочонок с квашеной капустой - рубленной и кочнами - очень приятно разнообразит наш стол и обогащает его витаминами. Словом, готовить есть из чего. Есть и на чем. Дров запасено достаточно. Зимой морозы стоят сильные и топить печку приходится дважды в день. Тогда и готовится пища. Ну, а в более теплую погоду топили специально для готовки. Летом был сложен из кирпичей небольшой мангальчик во дворе. Здесь у нас, кстати, тоже есть участочек примерно сотки полторы, где мы выращиваем помидоры, огурцы, зелень. Дрова - это был главный и почти единственный источник энергии вообще. На дровах ездил весь грузовой автотранспорт. На всех машинах был установлены газогенераторы. Они представляли собой металлические цилиндры диаметром с полметра и высотой в человеческий рост. В них тлеют деревянные чурки, выделяя окись углерода. А окись углерода в цилиндрах двигателя дожигается до СО2. Дрова для автотранспорта назывались "чуркой". Ящик с чуркой занимает часть кузова. Заведует чуркой обычно помощник шофера, который время от времени добавляет её в газогенератор и размешивает там кочергой. По всему Чуйскому тракту и в крупных населенных пунктах вне тракта были оборудованы чуркобазы. Там деревья разделывали на чурки (параллелепипеды длиной сантиметров десять и толщиной пять-семь) и заполняли ими бункеры, из которых и заправлялись проходящие автомашины. |
|
||||||
| ||
"Семейные архивы", Copyright (C) 2006-2011 |
||
| ||
|