MyBio.ru

семейные архивы


контакты

Валерий Митюшёв. Записки обыкновенного человека

Том четвёртый > Отпуска. Европейская часть > Волга-матушка река


 

                   



Глава 88. Волга-матушка река (продолжение)

<< к главе 87    ... 601 > 602 > 603 > 604 > 605 > 606 > 607 > 608 > 609 > 610 >...    к главе 89 >>


- 602 -



Время: 1967 - 1972
Место: Поволжье

 



Глава о художниках Чернецовых


Плыли мы в начале августа, и местные жители выходили с дарами природы к пароходу, чтобы продать фрукты, овощи, рыбу, яйца, молоко. Нам это было очень кстати, потому что обедали мы в пароходном ресторане, а завтракали и ужинали у себя, благо титан с кипятком круглые сутки был как раз недалеко от нашей каюты.

Стоянки в больших городах были не слишком длительными, но все же позволяли бросить взгляд на основные достопримечательности. Такой режим плавания, на мой взгляд, имеет определенные преимущества. Заходы в маленькие городки позволяют эмоционально полнее почувствовать дух Волги, а для хорошего знакомства с архитектурой, культурными ценностями, планировкой, особенностями быта больших волжских городов и шести часов стоянки экскурсионного теплохода все равно мало. Туда надо приезжать на два-три дня, а еще лучше на неделю. В этом я убедился, съездив несколько раз в командировку в Нижний Новгород, который тогда еще назывался Горьким. Главная цель путешествия по Волге – это эмоциональное восприятие образа великой реки.

Почти все время мы проводили на палубе, независимо от того, было солнечно или шел дождь. А дожди в августе 1967 шли часто. В путевом дневнике десятилетнего Павлика, который он назвал «Вахтенным журналом», есть лаконичная запись: «От Ярославля до Тутаева шел дождь». Хорошо, что палуба пассажирского теплохода была закрыта крышей, под которой были не страшны ни дождь, ни солнце.

Мимо нас бежали бесконечные берега - такие похожие, и такие разнообразные. Русские художники братья Чернецовы, современники Пушкина, в 19-м веке создали, возможно, единственный в своем роде портрет реки. В навигацию 1838 года они проплыли по Волге на барже от Рыбинска до Астрахани. Баржа была специально оборудована под художественную мастерскую. Часто бросали якорь и писали с натуры берега – правый и левый. Они привезли с собой великое множество этюдов и зарисовок, а затем в течение 14 лет до 1852 года писали панораму Волги. Это было полотно шириной два с половиной метра, а длиной 700 метров, и было смотано в рулон. Эту панораму у них купил царь Николай I. Куда она потом делась, никому не известно. Я не знаю также, где хранятся и сотни их этюдов и зарисовок, ни разу их не видел, но сама эта титаническая работа впечатляет.

Мы пытались следовать примеру братьев Чернецовых и фотографировали и берега, и города, и встречные суда. Хорошо, что у меня с собой был бинокль - старый фронтовой бинокль дяди Вани, Ивана Тимофеевича Онуфриева, который после его смерти в память о нем подарила мне тетя Леля. Бинокль постоянно висел на шее у кого-нибудь из нас.

Мы разглядывали берега, встречные попутные суда и знаки судовой навигации. У нас с собой была таблица с этими знаками. Мы их довольно скоро выучили и рассматривали и маяки, и береговые знаки, и плавучие бакены с пониманием. Стоя на носу, мы разглядывали эти знаки и старались предугадать предстоящие маневры нашего корабля. Особенно было интересно смотреть за судовой обстановкой в сумерках, когда зажигали бакены. Берега становились уже малозаметными, но, тем не менее, корабль шел, а мы стояли на носу и чувствовали себя капитанами. Это у нас называлось «пойти рулить».






 

Художники братья Чернецовы – панорама Волги



 
 


Rambler's Top100