|
Валерий Митюшёв. Записки обыкновенного человека |
|
Глава 84. Грозный (продолжение) << к главе 83 ... 561 > 562 > 563 > 564 > 565 > 566 > 567 > 568 > 569 > 570 > 571 >... к главе 85 >> - 569 - |
Время:
1974-85 |
||||||
|
Вечерами носители папах собирались в ресторане гостиницы "Кавказ". "Чайку" они почему-то не жаловали. По приходе очередного члена компании, все поднимались, выходили из-за стола и поочередно обнимались и трижды целовались с пришедшим. Появлялся новый пришелец, и сцена повторялась. Сугубо местным блюдом был жижиг-галмыш. В ресторанном исполнении он выглядел так. Тонкие ломти холодной отварной баранины на одной тарелке. Горячие квадратики отварной лапши на другой тарелке. Плюс к этому чашка горячего бульона и в соуснике чесночный соус. В остальном кухня была интернациональной. За все 10 лет у меня ни разу не было персональных контактов с кем-либо из чеченцев или ингушей. В общественных местах никакой межнациональной напряженности не чувствовалось. Однако, как говорили мне знакомые местные жители, неприязнь вайнахов к иным национальностям всё-таки проявлялась. Бывали и значимые проявления. Например, в Грозном дважды взрывали памятник Ермолову. В результате его обнесли колючей проволокой, сделали там постоянное освещение и установили круглосуточный милицейский пост. Однажды я был свидетелем задевшей меня сцены. Дело было в художественном музее. Я стоял у картины Рубо «Пленение Шамиля». Подошла экскурсия школьников. Экскурсоводом, похоже, была их же учительница. Ее рассказ о картине выглядел примерно так. Шамиль был великий вождь народов Чечни и Дагестана в их борьбе против русских колонизаторов. 15 или 20 лет он успешно боролся с захватчиками и только предательство в своих рядах вынудило его пойти на тот позор, который вы видите на этой картине. Один из мальчиков спросил: «А кто этот черный впереди?» - «А… это грузин, - ответила учительница. - Грузины для нас были хуже, чем русские, грузины были хуже, чем собаки». Мне было как-то не по себе слышать эти слова из уст школьного учителя. Ведь в стране дружба народов считалась одним из главных приоритетов. Идея дружбы народов была сердцевиной искусства выдающего артиста Махмуда Эсамбаева. Чеченец по национальности, он считался постоянным жителем Грозного. Здесь у него был свой дом. Здесь жили его дети, внуки, многочисленные родственники. Сам же он непрерывно гастролировал по всему свету. Собирал и показывал танцы народов мира. Он нигде не задерживался подолгу и попасть на его концерт считалось большой удачей. Один раз в год он обязательно давал концерт в Грозном. И мне повезло. Приехав в очередной раз в командировку, я увидел город, заклеенный красочными афишами о предстоящем концерте народного артиста Союза ССР Махмуда Эсамбаева. Билетов в кассе, конечно, не было, но мои кавказские друзья сумели достать мне билет. И вот я на концерте вижу воочию Махмуда. Однако, ещё более впечатляющее зрелище представляла собой публика в зале. Она встречала танцора так, как встречают только национальных героев. Все были одеты исключительно по-праздничному. Обладатели наград были при орденах и медалях. У кого наград не было, украсили грудь значками победителей соцсоревнования или ударников коммунистического труда. Подавляющее большинство было с большими букетами цветом. Стоя, долгими аплодисментами, приветствовал зал первый выход артиста. Такие же овации повторялись после каждого его номера. Махмуд долго кланялся и много разговаривал с публикой, которая охотно смеялась его незамысловатым шуткам на местные темы. В промежутках между общением со своим народом Эсамбаев исполнил шесть танцев. Это было действительно высокое искусство. Профессионалы описали бы его в деталях, я же могу только подтвердить своё им восхищение. |
|
||||||
| ||
"Семейные архивы", Copyright (C) 2006-2011 |
||
| ||
|