MyBio.ru

семейные архивы


контакты

Валерий Митюшёв. Записки обыкновенного человека

Том второй > Луховицы > Отдельные эпизоды


 

                   



Глава 47. Отдельные эпизоды (продолжение)

<< к главе 46    ... 274 > 275 > 276 > 277 > 278 > 279 > 280 > 281 >...    к главе 48 >>


- 276 -



Время: 1951-1953
Место: Луховицы

 



Заливка бетона при строительстве взлётно-посадочной полосы аэродрома


3. Большой бетон

Взлетно-посадочная полоса - это, прежде всего, бетон. Много бетона.

Бетонировать можно только при положительных температурах. На морозе бетон не схватывается. Я прикинул очень приблизительно, на пальцах: чтобы построить за один сезон одну луховицкую полосу, нужно чтобы на площадку в течение всего лета круглые сутки каждые две минуты поступала машина бетона. Такая примерно картина и осталась в памяти. От бетонного завода до полосы семь-восемь километров. Проложена хорошая временная бетонная дорога, по которой и днем и ночью движется в две стороны поток самосвалов. Туда - с бетоном, а обратно - порожняком. Поток практически не прерывающийся.

Бетонный завод построили еще зимой по индивидуальному проекту. Там было пять или шесть линий приготовления бетона. В каждой бетономешалка, бункеры для цемента, песка и щебня, резервуар для воды, транспортеры, пульт управления.

Когда стали опробовать, выяснилось, что система управления явно не доработана. Управление приготовлением каждой отдельной порции бетона работало, но согласование потоков между линиями с потоком машин отсутствовало, что вносило определенную неразбериху и не позволяло обеспечить нужный темп работы. Это было ясно нам, производственникам.

А проектировщикам было не ясно. И они с пеной у рта отстаивали свое решение. Поэтому переделку проекта заказывать им не стали, а поручили это дело сделать мне. Моим преимуществом было то, что я мог тут же обсуждать возникающие варианты с практиками-бетонщиками и принимать соответствующие решения. Я мог ориентироваться на комплектующие, которые уже есть у нас на складе, и мог сразу же запускать отработанные части в работу, в монтаж.

Всё получилось. Я же получил за это премию - месячный оклад, полторы тысячи рублей. Теперь шофер самосвала, подъезжая к заводу, уже издали видел по светофору под какую бетономешалку ему становиться. И становился именно туда, даже в том случае, если под ней стояла другая машина и даже если за ней в очереди стояла третья машина. Это означало, что был где-то на бетономешалке сбой, и произошло перераспределение.

Загрузившись, водитель получал сигнал светофора, что можно ехать, и получал указание о номере ячейки, в которую он должен на полосе везти бетон. На полосе под бетон круглосуточно готовили "корыта" (так назывались ячейки, в которые принимали бетон).

Выглядело это так. Надо было снять грунт до определенной отметки, установить опалубку, ячейку выгородить досками восемь на восемь метров. У нас были восьмиметровые плиты. Затем засыпать туда до определенной отметки песок и уложить арматуру. И вот сюда-то уже принимался бетон. А как машина отошла - в ячейку спускаются солдаты с глубинными вибраторами-булавами, и вибрируют его до прихода следующей машины. И всё повторяется по новой.

Когда ячейка наполнена, то сверху на определенное время ставят поверхностные вибраторы, а потом закрывают бетон матами - для того, чтобы не было излишнего испарения. Всё: процесс затвердевания пошел.

Бетон в кузове самосвала долго лежать не может. Если он схватится, то выковырять его оттуда будет очень сложно. Сейчас, как правило, бетон перевозят в непрерывно работающих бетономешалках-миксерах. Но тогда, по-моему, этого вообще не было. Возили просто в самосвалах. Так вот, если самосвал пришел, а корыто не готово и в ближайшие десять-пятнадцать минут готово не будет, то бетон надо из кузова вываливать.

И его вываливали на обочину, потом разбивали и вывозили как строительный мусор. На этой почве постоянно происходили разборки между командирами разных уровней: чей бетон лежит, кому его убирать, кого за это и как наказывать.

А пирамиды сброшенного бетона росли и росли. Было ясно, что коллективная мотивация здесь не работает. Нужна мотивация личная.

И начальник Управления издал приказ о том, что ответственным за готовность корыта к приему бетона является зампотех роты (заместитель командира по технической части). У шофера есть его домашний адрес. И если корыто не готово, шофер разворачивается, везет по его домашнему адресу бетон и вываливает под его окнами. Так произошло два или три раза. После этого задержек с корытами не было. А полосу осенью сдали в эксплуатацию.






 

Как строили полосу для взлёта-посадки



 
 


Rambler's Top100