MyBio.ru

семейные архивы


контакты

Валерий Митюшёв. Записки обыкновенного человека

Том второй > Эвакуация > Военная подготовка


 

                   



Глава 33. Военная подготовка (продолжение)

<< к главе 32    ... 171 > 172 > 173 > 174 > 175 > 176 > 177 > 178 >...    к главе 34 >>


- 173 -



Время: 1941 - 1943
Место: Ойротия, Горно-Алтайск

 



Село Манжерок, первый привал


В назначенный день и час мы собрались во дворе горвоенкомата, одетые, по возможности, по походному, имея при себе заплечный мешок с кружкой, ложкой, сменой белья и продуктами на сутки. Городских допризывников разбили на два взвода. В наш взвод вошли ребята из нашей школы, из медицинского и педагогического училищ.

Второй взвод образовали остальные допризывники. Это была шестая школа, сельхозтехникум и еще кто-то. В военкомате нам всем выдали противогазы и макеты трехлинейных винтовок образца 1891/1930 года - винтовки Мосина. Макеты были деревянными, но весили почти как настоящие, т.к. в них были врезаны металлические утяжелители. Командир взвода построил нас в колонну по четыре. Ворота военкомата открылись и мы отправились в свой первый военный поход.

Взводный был нам хорошо известен. Это был наш школьный военрук лейтенант Неверкло. Он находился в городе на излечении после ранения. Здесь жила и его семья. По национальности он был чех. И осенью того же года, когда будет формироваться чехословацкий корпус полковника Людвига Свободы, он вступит в этот корпус и уедет воевать уже в составе чехословацкой армии. Бодро прошагав по улицам нашего городка, мы вышли на Майминскую дорогу и часа через полтора достигли Чуйского тракта.

Дальше нам предстояло идти по тракту на юг в глубину Алтайских гор, примерно семьдесят километров. Чуйский тракт тогда был, да и сейчас наверное остается главной транспортной магистралью Горного Алтая. Сначала он идет по правому берегу Катуни, потом переходит на левый, преодолевает ряд перевалов, дальше следует по долине Чуи, которой он обязан своим название и, наконец, приводит в Монголию. От Чуйского тракта отходят местные дороги. Основным видом транспорта тогда были грузовики-полуторки с газогенераторами. Другие автомобили встречались редко. Широко распространен был конный транспорт. Ездили на телегах, на санях, в кошовках, в бричках и верхами.

Чуйские шоферы были местной аристократией. Они высокомерно держались не только с простой публикой, но и с начальством. Они были богатыми людьми, которые могли позволить себе яичницу на свином сале.

И вот мы шагаем по Чуйскому тракту - уже не так бодро, как в начале пути. Винтовка и противогаз оттягивают плечи. Натерты ноги, но мы шагаем, шагаем, шагаем. А навстречу нам движутся машины, едут верховые, телеги, караван верблюдов везет из Монголии шерсть и монголы же гонят отары овец на Бийский мясокомбинат. Это - помощь Монголии советскому народу в его войне.

Первый большой привал был в селе Манжерок. Еще задолго до того, как мы увидели его первые строения, мы услышали все нарастающий шум: рев Катуни на знаменитых Манжерокских порогах. Лет через двадцать или двадцать пять слово "Манжерок" будет знать вся страна. Здесь проведут Всесоюзный молодежный фестиваль, который будет освещать пресса и телевидение по всей стране. Станет очень популярной песня Эдиты Пьехи, начинающаяся словами "Что такое Манжерок".






 

Что такое Манжерок, песня Эдиты Пьехи



 
 


Rambler's Top100

Adv: Moscow book-keeping solutions